- ПРОПОВЕДЬ
ПРО́ПОВЕДЬ, жанр ораторской прозы: дидактическое произведение, содержащее этические требования (обычно с религиозной окраской) и понуждающее слушателя к эмоциональному восприятию этих требований. Первоначально была вызвана к жизни духовными движениями IXV вв. до н. э., прошедшими через культуры Европы и Азии, когда автоматизм родового сознания сильно ослабился и жизненная позиция индивида стала проблемой, требующей самостоятельного осмысления и выбора. Каждое движение создавало свой тип П. (ср. речи пророков в Ветхом завете Библии и Заратуштры в «Авесте», буддийскую литературу, проповеднические интонации у Гераклита и Эмпедокла). Христианство заимствует технику П. у позднеантичного морализма (Сенека, Эпиктет) и одновременно у восточной религиозной пропаганды (преимущественно иудаистской; см. Еврейская литература). К П. близки по структуре и функциям раннехристианские эпистолярные тексты (послания апостола Павла).
В IV в. созревает жанр церковных П. (Василий Великий, Григорий Назианзин), окрашенный эллинистической традицией; Иоанн Златоуст, сильно повлиявший на становление славянских литератур, возродил патетический стиль Демосфена. На Западе основы храмовой П. закладывают под влиянием Цицерона Амвросий и Августин, впервые сформулировавший теоретические принципы христианской П. В течение средневековья П. остается одним из центральных жанров и играет роль эталона по отношению к другим формам письменности (см. Византийская литература, Латинская литература). Начиная с XI в. в западную П. проникают мотивы интимного самоуглубления, нарастающие к XIII в. (Франциск Ассизский). Сильные стимулы для развития П. дала Реформация (М. Лютер). В XVII в. во Франции расцветает литературно-утонченная П., пользующаяся стилистикой барокко (Ж. Б. Боссюэ, Л. Бурдалу).
Древнерусская литература дала таких мастеров П., как митрополит Иларион, Кирилл Туровский и Серапион Владимирский. В русском красноречии XVIIIXIX вв. осуществляется синтез допетровских традиций с техникой барочной П. (Феофан Прокопович, Стефан Яворский). Попытки секуляризировать лексический и ритмический строй П. в XIXXX вв. обычно приобретают травестийный, пародийный или «остраненный» характер.
С. С. Аверинцев.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.